?

Log in

No account? Create an account
Клятва Мадина - Показалось... [entries|archive|friends|userinfo]
Михаил Кордонский

[ website | Технология альтруизма ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Клятва Мадина [Jul. 28th, 2006|10:02 pm]
Михаил Кордонский

(опять из неопубликованного...)

Клятва Мадина

Мадин чаще, чем другие мои друзья, говорил «Нэт!». Адыгейцы вообще говорят «Нэт» чаще, чем русские. Сказанное «Да» равносильно чуть ли не клятве, пусть даже речь идет о бытовой мелочи, и не туманится ни отмазками «я не смог», ни рассуждениями «а ему это не так уж и нужно».

Мадин Камбалетович Тешев.  Фото предположительно Юрия Устинова.
Мадин Камбалетович Тешев.
Фото предположительно Юрия Устинова.

В системе детских клубов, в которой я был сначала ребенком, а потом  — педагогом, на стенах висели плакаты «Не уверен  — не обещай!». Эта идеологемма родом вообще-то из Питера, о ней, и о неформальном движении ее носителей  — отдельная история. У нас и у наших учеников «да» и «нет» тоже означает большее, чем иные звуки. Наверное, на дружбу Мадина с несколькими поколениями нас это родство душ как-то повлияло.

Среди наших учеников адыгейских детей практически не было. Живут они очень замкнуто, общинно, семейно. Как правило, берут в жены только своих. Мадину было позволено иметь русскую жену и при этом не потерять авторитет среди своего народа. Впрочем, при таком авторитете как у Мадина и при их скрытности мы могли ущерба и не заметить. Мадин Камболетович Тешев  — археолог музея в райцентре Туапсе Краснодарского края, ученый, открытия которого легко найти в справочниках (например, мегалитический комплекс «Псынако-1» датированный третьим тысячелетием до нашей эры).

Однажды повезли мы детей на экскурсию к Мадину, на раскопки. К нашему приезду была снята крышка с могилы, где лежала еще не разобранная на пронумерованные экспонаты молодая дочь вождя с золотыми украшениями. Сезон кончался, вся аналитика необходимая для датировки была сделана: 16-й век до нашей эры. Мадин рассказывал экспрессивно и увлекательно, дети слушали, не прерывая внимания полтора часа (эх, на уроках бы так). В палаточном лагере под навесом стояли подготовленные к упаковке черепа с бирками. Тут ребенку пришло в голову задать простой и естественный для двенадцатилетнего жителя той местности вопрос: «А какой национальности были эти люди?» Мадин задумчиво стал смотреть в глаза черепу на вытянутой руке. Поскольку детям тоже разрешили осторожно подержать, то образовалась модернистская мизансцена из дюжины Гамлетов. На лице Мадина явственно отображалась борьба ученого с адыгейцем. Наконец он нашел выход:

 — Вапшэ шэстнадцат вэк до наш эр, нацыоналност сказат сложн. Сам поняты нацыональност был не так, как щас. Но вот эт мэст на чэрэп (Мадин показал свободной рукой) очэн похож на адыгэц,  — повернулся, задрал собственную гриву волос и похлопал себя по затылку, демонстрируя сходство.

Мои попытки передать на бумаге акцент Мадина предназначены для подчеркивания инаковости, а не воспроизведения. Последнее кириллицей немыслимо. Мадин прекрасно знал русский, грамотно писал (в написанных им текстах нет путаницы падежей и склонений), живописно вслушивался в русскую поэзию. Акцент  — это не неумение, а нечто другое. Мадин родился и окончил «семилетку» в адыгейском ауле Большое Псеушхо. Сельские жители всех народов при встрече обычно здороваются, а если слегка знакомы, то обмениваются несколькими словами. При известности Мадина, не знакомых у него было мало. Идем мы вдоль реки, а далеко впереди появляется человек, пересекающий долину поперек. Своим путем он скоро зайдет в лес на другом берегу и его станет не видно и не слышно. Они с Мадином беседуют пару минут о здоровье родственников и разливах притоков (Мадин потом пересказал). Очень громким голосом, но не криком, без надрыва, солидно. Конечно, глушь, тишина, как сказали бы рекламщики, экологически чистая,  — техногенных шумов нет. Но река-то шуршит, ветер на хребте, птички, цикады… а расстояние  — за полкилометра! Я прикинул по своим знаниям акустики из института связи: такая беседа без техники (ну, хотя бы рупора) нереальна.

 — Да, конэчн,  — сказал Мадин,  — эвропейскый рас эт трудн. Спэцыальны строэны голосово аппарат, общы фонэтык язык, особы лэксык рытуал встрэч, все суммарн создат тако эффэкт.

Адыги живут среди русских очень самостоятельно и общинно. Вывести на разговор на межнациональные темы мне никого их них не удавалось, даже за столом, в подпитии. Пьянеют они, сохраняя достоинство, и, конечно, становятся откровеннее, но до какого-то уровня. Среди других наций в тех краях такие разговоры обыденны, как о погоде, но претензий к адыгам среди русских я почти не слышал. Насчет армян расскажут  — и что было, и чего не было: они и кидают, и в магазинах обвешивают, и русских вытесняют и еще много чего. Правда, знавал я немало русских, вовсе не интелей-интернационалистов, а практичных обывателей, живущих в армянских селах или работающих на предприятиях, где большинство армян, которые говорили: «Они по-другому живут, ты их просто не понимаешь, и не умеешь с ними общаться и иметь дела». А сами  — умели и жили, соседствуя, душа в душу. Жизнь адыгов гораздо более скрыта. Профессии они выбирают такие, что не требуют общения с массами. Как соседи они прекрасны: с одной стороны, всегда помогут, если попросишь, с другой  — не лезут в твою жизнь.

Что-то иногда прорывается, но совсем по мелочам. Кто-то укоризненно рассказывал про адыга  — напарника по работе: «Смотри, у него жена умерла, а через неделю он уже женился  — на твоей, кстати, соседке, вдове с ребенком. (-Да знаю я его!). Наверняка, пока жена болела, уже присматривали. У них это род решает». Беседа происходила за столом в саду, с обилием самодельного красного вина, с наличием среди пьющих, кроме большинства русских (казаков), полугрузина, полугрека, и еще… если считать переводняк, то многих. Один, уж не помню кто, на это сказал: «А что тут такого? Чего мужику и бабе ждать, жить отдельно? Предрассудки все это».

</p>

Сосед-адыг попросил починить телевизор дома у его знакомой. Парню лет 25, холостой. Знакомая оказалась близкой. Денег я по-соседски не взял, но от накрытого стола, уж конечно, не отказался. Работала она продавщицей в гастрономе, сами понимаете, кто помнит 80-е, стол был что надо! И девушка  — яркая без косметики, энергичная, стройная, но при всем своем, в общем  — тоже что надо!

 — А чего вы не поженитесь?  — спросил я у нее, когда много уж было выпито, а он отлучился.  — Потому что у тебя ребенок?

 — Да что ты, да он знаешь, как его любит! Ты, что не понимаешь?! А, да ж ты здесь недавно живешь. У НИХ этого нельзя!

В тот момент он вернулся и услышал последние слова, да и меня уж зацепило, для одессита такая ситуация дика, и я нетактично продолжил.

 — Так это что… национальный вопрос?

Наташа вздохнула тяжко, а он скупо кивнул одними веками.

Пока телевизор да стол, несколько часов я у них побыл (квартирка у нее своя) и он несколько раз говорил что-то домашнее, обыденное, мелкое. «Наташа, принеси, пожалуйста, горчицу». «Наташа, я тебя очень прошу, пожалуйста, сполосни ванну и пусть она пока наполняется». Безукоризненно вежливые по русской лексике фразы звучали вот с тем акцентом, только очень смягченным  — следующее после Мадина поколение. И еще  — с непередаваемой никакой фонетикой властной интонацией. Наташа вспыхивала, расцветала, и не бегом, а степенно, по казацки, неся все свое, шла исполнять. Не часто в жизни мне доводилось видеть такую счастливую женщину.

В поисках места для детского туристского лагеря мы наткнулись на что-то как бы археологическое. Сообщили Мадину, а свои палатки поставили поодаль. Мадин приехал:

 — Эт захоронэны. Эт фундамэнт дом. Эт хозяйствэнны построэк. Хлэв. Эт нэпонатн што.

 — ТЕБЕ непонятно? Значит, мы нашли неизвестный науке объект?

 — Наук извэстны. Ты говорыл, как в русскый тэхнык любо детал называэтсе «фыговын»? Наук архэологы всэ строэны нэпонатн что  — култовы сооружены. А мнэ  — да, нэпонатн. Нэт доказатэлств. Эст сомнэны.

 — Так ты будешь здесь копать? Мы поработаем землекопами. И детям будет интересно  — познавательно.

Нэт. Такых мэст наш раэон много тыщ. Послэдны раз здэс жыл 15-16 вэк наш эр. Может, и раншэ на эт мэст что-то был, но ужэ разграблэн. Архэологическы ценност нэ прэдставлят.

 — Слушай, Мадин! А тогда мы с детьми тут сами покопаем?!

 — Нэт!

 — Ну, это… Если научной ценности не представляет?!

В те последние годы эпохи Просвещения мы не сразу сообразили, что бывают и другие ценности. Мадин начал вилять. Такое для нас был ново и удивительно. Ни врать он не умел, ни разводить политесы. Каково в этой жизни приходилось ему добывать разрешения и финансирование на раскопки в чиновных кабинетах? Квартиры у него не было, жили они с женой и двумя дочами в развалюхе, не представляющей ценности жилфондовской. Мы долго не могли понять, что видим какого-то иного  — Мадина-скрывающего-правду, и все ходили за ним кругами по лесу, все упрашивали. Он так ничего внятного и не сказал. Копать мы, конечно, не стали, авторитет Мадина был выше Главного Кавказского хребта, загораживающего восточный горизонт. Мадин милостиво разрешил забрать сувенир -пудовый каменный жернов, мы утащили его в детский клуб и создали ему музейные условия. Что еще нужно для счастья бывшему жернову?

Дольмены. Фото из разных публикаций.

Дольмен   Дольмен   Перевернутый дольмен  

По некоторым версиям, игравшие рядом дети, заметили, как из под ножа бульдозера, вместе с грунтом, посыпалось круглое и желтое. Строительные работы были дисциплинированно приостановлены, происшествие доложено по команде в райком, оттуда спущено в музей и Мадии помчался на Пшенахо. Вернулся счастливый «Нашол!!! Будэм копат!». И поехал в Краснодар выбивать админресурсы под достижение советской науки мирового значения. Неразграбленный дольмен! Это было в пятницу. В субботу из отгула, с недельной свадьбы родни, с Кубани, приехал другой бульдозерист  — напарник. Никого не спрашивая, завел свой «Кировец», в кабине которого лежал старый план работ, и пошел в выходной догонять кубометры, рубли и места в соцсоревновании. Так в научной литературе о мегалитах появился новый класс объектов «перевернутый дольмен» , все погребения вокруг которого почему-то забиты камнями. Так и написано в научной литературе: «почему-то». Тайна веков. Мадин после этого ходил сам не свой и даже… ну, пил, но не так, чтобы напивался этого ни у него, ни у других адыгов я никогда не видел. Попивал. И всегда грустнел, когда вспоминался тот случай. Однажды я стал его утешать, диссидентски критикуя власть и бардак. Тогда мы еще называли его советским. Мадин покачал головой:

 — Это духы.

 — Кто?!

 — Духы мой народ не позволят мнэ открыт его тайн. Оны охранат долмэн. Я учены  — я должэн найты ыстын ы донэсти научны мыр. Я адыгэц, я хочу вэс мыр знал, как наш народ древны, как у нас был велык культур. Духы говорят: нэлза. Это наш тайн  — нэ всэх. Нэ надо всэм знат. Будут завыст, будут… лышны вныманы. Нэт! Оны мэшат мнэ. Они угрожат мнэ. Ы я нэ знаю, как быт, я между двух желаны. Еслы я раскопа и опублыку, оны отомстыт мнэ.

Я вспомнил цепочку прошлых мелочей, и меня озарило: оказывается, я много лет дружу с глубоко верующим человеком.

 — Это… Ну, прости… Давно бы сказал. Тогда на Кабачке  — помнишь? Мы к тебе все приставали, хотели покопать, а ты не разрешал, и кроил как-то. Сразу бы объявил, что этот запрет связан с вашей религией, мы бы и заткнулись. Мы же уважаем!

 — Какой релыгы?!  — недоуменно пожал плечами старший научный сотрудник Тешев.  — Я жэ сказал: (тут адыгейское словосочетание и Мадин еще помотал в воздухе кистью, изображая раздумья над адекватным переводом на русский, но лучшего не нашел, чем) духы!

Если это и была религия, то уж точно не мусульманская.

Мадин все-таки нашел, раскопал, доказал, на какой-то момент стал всемирно известным в кругах специалистов. Публикации появились в солидных западных журналах. Уже перестроечное Центральное телевидение посвятило Мадину и его дольменам большой сюжет. И духи таки его достали! Вскоре после той телепередачи, в разгаре раскопок кургана около своего родного села Псеушхо, Мадин умер в возрасте 52 лет. Внезапное сердце.

Последний раз мы виделись с Мадином весной в год его смерти. С кремлевского телеэкрана вещал обаятельный Горбачев с меткой дьявола на лысине, а на Кавказе уже попахивало серой.

 — Неужели и адыги так начнут… это… Ну, с русскими ссориться?

Более жестких слов тогда еще в голову не приходило.

Мадин Камбалетович Тешев. Фото Константина Москвичева.
Мадин Камбалетович Тешев.
Фото Константина Москвичева.

 — Нэт!  — ответил Мадин резче, чем обычно.

 — Ты же сам говорил, что историю твоего народа искажают, публиковать правды не дают... Вот только что ты мне рассказывал, что готовятся праздновать 150-летие Туапсе, а у тебя есть доказательства, что это всего лишь дата основания Вельяминовского форта, а черкесское поселение Туапсе гораздо древнее. И что при взятии поселения десантом генерала Раевского погибло много адыгов. И вообще советская власть…

 — Совэтскый, несовэтскый… Мыг! Ты когда-ныбуд выдэл, чтобы адыгэц нарушыл слов?

 — Мадин, конечно, никогда, и мы с тобой об этом не раз говорили. Но при чем тут… Я знаю, что ты уважаемый среди адыгейцев человек, но разве ты можешь дать слово за весь свой народ?

 — Зачэм я? Я нэ вожд народ. Прогнозыроват. Ты ысторы знаэш?

 — Ну, конечно, не так, как ты, но в общем…

 — Э!.. Эт нэ надо быт ысторык, эт всэ културны люды знают. Был войн. Чэркэс русскый лытератур  — это мы, да я тэбэ рассказывал. Мы прызнал наш вожд  — Шамыл. Войн кончылся мырны договор. Шамыл дал клятв  — мы дал клятв. Мы жывем свой зэмлэ. Русскы тожэ здэс жывут. Мы соблюдаэм клятв Шамыл.

 — Ох!.. Ни … себе!!! Почти полтора века?!!

 — Что дла нас полтора вэк? Тыш, пят тыш лэт могт пройты. Адыгэскы народ ныкогда нэ нарушыт клятв!

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: shao_s
2006-07-28 10:07 pm (UTC)
Спасибо. Но немного лишнего пафоса, как мне показалось. Или эт просто я - излишне циничен?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: batyanya
2006-07-29 10:46 am (UTC)
Спасибо!

=============
Сто пятьдесят


Памяти
Мадина Камбалетовича
Тешева

... По ночам в переулках колышутся тени.
Лица мертвых адыгов слагают растенья,
А по лицам ночные такси колесят.
Что мы нынче отпразднуем? - Сто пятьдесят.

Это вовсе не кровь. Это - пятна заката,
Если сверху назначена круглая дата,
Если сверху историю брать на "авось",
Если даты едины, а правда - поврозь.

Вы пойдите, спросите, узнайте, найдите, проверьте:
От рождения надо бы годы считать, не от смерти.
Лучше младшим остаться в семье городов,
Чем от горя чужого добавить годов.

Только совесть едина, и память едина
Над садами Ивана, над могилой Мадина.
И в каких кабинетах родился от праздной любви
Юбилей - на - крови, юбилей - на - крови...

(ц) Юрий Устинов
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: white16
2006-08-18 04:52 am (UTC)
Здравствуй, Миша... все же как интересно находить в ЖЖ практически всех, кого давно не видел, не слышал... :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kordonsky
2006-08-19 08:23 am (UTC)

Мы живы покуда живем

Пока наши песни не лживы

Привет, Алик!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: sponomarenko
2010-05-26 05:33 pm (UTC)
Девушки как звезды, а звезды хороши только ночью.
(Reply) (Thread)